У ближайшей к нам звезды может быть вторая похожая на Землю планета

Планетологи обнаружили первые свидетельства того, что у ближайшей к нам звезде, Проксиме Центавра, есть не один, а два землеподобных спутника. Результаты наблюдений ученых опубликовал научный журнал Science Advances. «Недавно мы выяснили, что у нашего ближайшего соседа, Просимы Центавра, есть как минимум один землеподобный спутник, на

«Недавно мы выяснили, что у нашего ближайшего соседа, Просимы Центавра, есть как минимум один землеподобный спутник, на котором царят относительно умеренные условия. Теперь мы обнаружили свидетельства существования второй планеты, год на которой длится примерно пять лет, а масса превышает земную примерно в 5,8 раза», — пишут ученые.

Четыре года назад Гильем Англада-Эскуде, астроном из Лондонского университета королевы Марии, и его коллеги совершили удивительное открытие – они обнаружили небольшую землеподобную планету у Проксимы Центавра, красного карлика из тройной системы Альфа Центавра, ближайшей к нам звезды.

В прошлом ученые уже подозревали, что у одного из светил этой системы могут быть спутники в виде планет, однако до открытия мира, получившего имя Проксима b, планетологам не удавалось найти однозначных следов их существования.

Изначально исследователи предполагали, что Проксима b – ближайшая к Земле каменистая планета, больше всего похожа яна Землю по всем своим характеристикам. Последующие наблюдения заставили их усомниться в этом. В частности, многие астрономы считают, что этот мир не подходит для существования жизни из-за беспокойного характера красного карлика, на поверхности которого постоянно возникают вспышки, которые могут уничтожить атмосферу планет.

Новая «кузина» Земли

Аглада-Эскуде и его коллеги открыли намеки на существование еще одной землеподобной планеты у Проксимы Центавра, с помощью тех же методов и данных, которые они применяли при открытии Проксимы b. Для этого они применяли так называемый метод лучевых скоростей. Этот подход, который позволяет находить планеты по характерным сдвигам в спектре светила, которые возникают в результате гравитационного взаимодействия звезды и ее спутников.

Сила этих «дрожаний» в спектре зависит от массы экзопланет и расстояния между ними и светилом. Поэтому такой прием пока достаточно сложно использовать для поиска тех планет, которые находятся на большом расстоянии от звезд или тех, чья масса по сравнению со светилом слишком мала. Поэтому ее используют в основном для поиска планет в ближайших окрестностях красных карликов, у которых достаточно низкая светимость и относительно спокойный характер.

Анализируя данные, которые собирали их коллеги во время проверок существования Проксимы b, Аглада-Эскуде и его коллеги заметили, что в спектре Проксимы Центавра был еще один набор «дрожаний». Он не был связан с существованием уже открытой планеты или с различными процессами в недрах светила. Это убедило астрономов в том, что они имеют дело с еще одной планетой.

Чтобы проверить эту гипотезу, астрономы провели еще одну серию наблюдений с помощью европейского инструмента HARPS, который установлен на 3,6-метровом телескопе в чилийской обсерватории Ла-Силья. Эти замеры подтвердили, что эта планета действительно существует, и указали на то, что авторы статьи открыли пока самую небольшую «суперземлю», которая вращается на рекордно большом расстоянии от красного карлика.

Как отмечают Эскуде и его коллеги, открытие этой планеты, получившей имя Проксима c, крайне важно с точки зрения теорий формирования планет. Этот мир находится далеко за пределами так называемой «линии снега», границы, которая отделяет зоны формирования землеподобных миров и планет-гигантов. Существование аналога Земли в этой области ставит под сомнение эти теории или говорит о крайне необычных условиях формирования Проксимы c.

В ближайшее время авторы статьи планируют проверить все эти гипотезы, используя микроволновую обсерваторию ALMA, расположенную на территории чилийской части пустыни Атакама. Ее замеры помогут ученым уточнить размеры планеты, раскрыть ее облик и климат, а также подтвердить, что она существует.
+ 0 -