Индейцы ремохадас: глина вместо камня, и скульптуры, которые создавали, чтобы разбить (5 фото)

На рубеже эр, примерно в 100 гг. до н.э. на побережье Мексиканского залива, в центре современного мексиканского штата Веракрус, возникла культура, получившая название ремохадас.

Закат этой культуры пришелся на 800-900 гг. н.э., а потому известно нам о ней чрезвычайно мало: когда в эти места прибыли европейцы, поселения ремохадас были покинуты уже много столетий. Нельзя даже с уверенностью сказать, на каком языке говорили эти индейцы. Ввиду слабой изученности археологических памятников ремохадас исследователи пока не определились, стоит ли в данном случае выделять отдельную культуру. Иногда говорят лишь об артистическом стиле в рамках классической культуры веракрус, ремесленники которой активно использовали глину, создавая удивительные скульптуры, статуэтки, сосуды всевозможных форм. Для данного региона в целом и для ремохадас в частности характерна следующая особенность: в отличие от майя и ацтеков, предпочитавших камень в качестве материала для крупных объектов, местные мастера и в этом случае часто использовали керамику. Даже пирамиды, которые в других регионах строили из камня, индейцы веракрус сооружали из глины. Эти ритуальные объекты когда-то достигали высоты в 20 метров, но ввиду недолговечности материала, сейчас, сотни лет спустя, о них напоминают лишь небольшие холмы. Такой способ строительства в настоящее время доставляет множество трудностей археологам, пытающимся восстановить пирамиды. Несмотря на то, что ремохадас временами называют лишь артистическим стилем, а не отдельной культурой, изделия местных ремесленников явно выделяются на фоне других предметов, созданных индейцами классической культуры веракрус.
В то время, как в регионе активно использовалась штамповка для придания формы глине перед обжигом, индейцы ремохадас по-прежнему создавали предметы по большей части вручную. Нет, конечно, они использовали формы-заготовки, что иногда явно прослеживается в различных мелочах. Так, с помощью штампов наносили рельефные узоры, украшающие одеяния и головные уборы фигур. В качестве интересного и даже забавного примера можно также привести "улыбающуюся" скульптуру с двумя правыми руками.
Однако "улыбающиеся" фигуры все-таки стоят несколько особняком. Об этих загадочных и несколько нетипичных для Мезоамерики скульптурах мы расскажем как-нибудь в следующий раз. Позы, одеяния, различные атрибуты и выражения лиц (если не рассматривать "улыбающиеся" фигуры) индивидуальны в каждом конкретном случае, что выдает тщательную ручную работу. Скульптуры изготавливались в несколько этапов. Сначала формировали тело фигуры. Голову с длинной шеей лепили отдельно. Затем шея вставлялась в полое отверстие в верхней части тела, место стыка фиксировалось и маскировалось глиной. Одежду и головные уборы создавали из плоских листов глины, которые накладывались на фигуру. К телу присоединяли руки и ноги и лишь затем, в самом конце, крепили ступни, кисти рук и украшения.
В данном случае изображен воин, искалеченный в битве. Удар дубины, по всей видимости, пришелся на левую сторону его лица, раздробив кости и повредив глаз. По той же причине искажен его рот и не смыкаются губы, обнажая зубы. Левая рука также повреждена, о чем свидетельствует неестественный изгиб плечевой части. С высокой вероятностью можно предположить, что мастер придавал фигуре черты вполне конкретного человека. Часто подобные скульптуры изображали людей в процессе исполнения различных ритуалов. В качестве примера можно привести фигуру жреца с чашей и лопаткой из коллекции A-Gallery, Москва.
Сложная прическа (головной убор?) из трех частей дополнена широким нависающим надо лбом украшением. Сосредоточенное выражение лица. Приоткрытый рот с обнаженным верхним рядом зубов: вероятно, человек изображен в процессе произнесения каких-то слов, либо пения. Напряженный взгляд, зрачки глаз выделены битумом. Крупные дисковые ушные вставки, украшения на груди и на локтях. Юбка слегка прикрывает колени. На одежде хорошо виден узор из горизонтальных полос. Местами сохранились следы охры, также указывающие на высокий социальный статус изображенного. Положение рук и предметы в них позволяют сделать вывод о том, что человек находится в процессе исполнения ритуальной церемонии. Несмотря на индивидуальность скульптур ремохадас, изображающих людей, их объединяет одна интересная особенность. Тела фигур всегда, либо почти всегда находят разбитыми на куски (если вообще находят), а вот головы при этом часто вовсе не повреждены. Предполагают, что подобные крупные и детализированные скульптуры создавали для ритуалов, в рамках которых их обезглавливали. Головы затем оставляли нетронутыми, возможно даже использовали в качестве подношения, а тела били на куски. Суть ритуала, а также его последовательность нам неизвестна и, вероятно, навсегда останется тайной.
+ +4 -

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

ФаноманияУлетные видосы каждый день!