Зачем американцы из Вьетнама вывозили детей и что с ними потом стало. (5 фото)

В апреле 1975-го, перед падением Сайгона, американцы начали самолетами вывозить вьетнамских детей. Эта официально спасательная операция "Babylift" лично контролировалась президентом США Фордом. Первый же рейс закончился трагедией: в рухнувшем самолете погибли 78 малышей. После инцидента операция продолжилась, и на американскую землю в общей сложности переправили, по разным оценкам, до 10 тысяч детей. Мнения по поводу американской инициативы разные, а нюансы обсуждаются до сих пор.

3 апреля 1975-го президент США Джеральд Форд выступал в конференц-центре Сан-Диего, где официально объявил о старте операции Babylift. Перед самым падением столицы Южного Вьетнама Сайгона, который сегодня известен, как Хо Ши Мин, в битве схлестнулись Национальный фронт освобождения Вьетнама и армия Демократической Республики Вьетнам. Когда расстановка сил была уже очевидна, американцы решили спасать аборигенов. В процессе торопливого и плохо организованного завершения вьетнамской войны они начали эвакуацию тамошних детей-сирот. Эта операция еще тогда вызвала многочисленные споры. По официальной версии, тысячи вывезенных в США детей не имели родителей и передавались приемным. Транспортировку организовывали добровольцы и волонтеры.
Детей вывозили от мала до велика.

Перед тем, как попасть в американские семьи, малыши проходили через специально созданные для этих целей перевалочные центры. Два таких работали в Калифорнии и еще один в Вашингтоне. После 30-часовых перелетов дети страдали обезвоживанием, кишечными заболеваниями, кожными инфекциями, пневмонией и даже ветряной оспой. Такие состояния требовали неотложной медицинской помощи. В центрах не хватало врачей, и тогда приходилось доверять здоровье прибывших добровольцам.
Вместо переносок использовали картонные коробки.

Проблемы эвакуации выявились на самом старте. Но говорить об этом открыто никому не велели, настаивая на скорейшем завершении операции. С транспортировкой сильно торопились, поэтому должный уход за малышами в долгом пути отходил на задний план.

Люди, сопровождавшие детей в полётах, работали за деньги и на добровольных началах. В условиях тотальной неразберихи им приходилось пользоваться любыми подручными материалами, чтоб обустроить салоны самолётов в виде импровизированных яслей. Через время участница операции стюардесса Джен Уоллет рассказывала журналистам "National Public Radio", как вместе с коллегами стелила одеяла прямо на пол, укладывая на них малышей. Кого-то пытались обезопасить с помощью грузовой сетки.

Еще одна сопровождавшая «ценный груз» стюардесса вспоминала, как детей прятали в картонные коробки, установленные на сидения и просто под ними. В ходе полёта члены экипажа следили за ползающими в проходах карапузами, а в темное время суток с фонариками проверяли, дышат ли младенцы. Одна из медсестер на борту, направлявшемся в Сиэтл, говорила, что была поражена наполненным детьми салоном. Малыши были везде, и 30-часовой полет показался ей вечностью.

Американец Джим Траллингер работал во время войны на территории Вьетнама, готовя докторскую диссертацию. Понимая, что нужно срочно бежать из страны в США, он вызвался поучаствовать в операции "Babylift". Он тоже делился увиденным, рассказывая, как помогал в аэропорту заносить крох в салон самолёта, а более старших плотно пристёгивать ремнями безопасности. Необходимые в таких ситуациях переноски отсутствовали, поэтому приходилось импровизировать. Детей было так много, что взрослым негде было присесть.
Первый самолет с детьми разбился.

Первый же самолёт, который вылетел в США на борту с вьетнамскими детьми в рамках "Babylift", разбился. Случилось это 4 апреля 1975-го. В авиакатастрофе погибли 78 малышей и несколько взрослых. Но даже такой инцидент не прервал процесс. Следующие вылеты были точно так же плохо организованы и подвергали риску всех пассажиров. На борту оказывались больные дети, которые за много часов лету заражали остальных. Да и чего греха таить, некоторые не долетали живыми. После прибытия в Америку большинству из них ставили серьезные инфекционные диагнозы, а некоторые попросту не выдерживали обезвоживания.
Дети 30 часов оставались не в лучших условиях.

Официально представители США вывозили из Вьетнама детей, рожденных от дислоцировавшихся там американских солдат. По их утверждению, вьетнамцы не признавали таких отпрысков своими гражданами в силу военных обстоятельств и чуть ли не сжигали заживо. Правда, вопрос этот остался скорее бездоказательным. Вторая категория вывозимых детей – сироты, родители которых погибли на войне. Были, по утверждению американской стороны, и такие пассажиры, родители которых добровольно отправляли их за лучшей жизнью. Всего за несколько недель операции американцы вывезли, по разным сведениям, от 2500 до 10 тысяч маленьких вьетнамцев.

Еще в процессе эвакуации поднимался вопрос о том, а принадлежали ли все дети к обозначенным категориям. Множество волонтеров и работавших на борту переводчиков допускали, что у вывезенных малышей оставались во Вьетнаме оба невредимых родителя. Безусловно, были среди маленьких пассажиров сироты, но далеко не все. Выдвигалась даже версия о том, что власти США попросту готовили завербованных азиатов, чтобы в будущем внедрить их на родину в качестве агентов. Законность односторонней американской операции "Babylift" с тех пор под большим вопросом, правда в США в этом копаться не любят. Как же некоторые правозащитники обвинили Вашингтон? От имени эвакуированных детей американские суды приняли множество исков. Один из таких истцов - Центр защиты конституционных прав, члены которого организовывали поиски родных семей для вывезенных в США детей. Часть таких вьетнамцев уже будучи совсем взрослыми обрели своих биологических родителей. Другие же до сих пор не знают, что на самом деле случилось с их родными и пробуют докопаться до правды, опираясь на вспышки детских воспоминаний. Они по сей день не теряют надежды воссоединиться с родными семьями и продолжают их искать.
+ 0 -

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

ФаноманияУлетные видосы каждый день!